Название

Копейка

Год

2002

Жанр

Трагикомедия

Режиссёр

Иван Дыховичный

В ролях:
Сергей Мозаев: Бубука

Андрей Краско: Рассказчик

 

Рецензия

 

В двадцатом веке культура преобразилась. Сдержанная в описаниях физиологических сцен литература прошлого перешла на новый уровень и то, что в конце девятнадцатого века было табу, в конце двадцатого стало нормой. Однако и в наши дни так называемая «норма» подвергается сомнению. Если при Екатерине Второй литературным козлом отпущения был порнографист Иван Барков, то в наше время таковым стал писатель Владимир Сорокин. Неприязнь одной из политических группировок прославила его на всю Россию, не только как опального писателя, но и как мученика политической системы, сделав его известным не только в богемных кругах. Писатель, поставивший целью распространение деконструктивизма на постмодернистском поприще, стал сейчас заслуженным народным борцом за права русского матерного слова. По его сценариям или с его участием в России вышло целых два фильма: «Москва» Александра Зелдовича и «Копейка» Ивана Дыховичного.

В «Копейке» речь идёт не о самой мелкой монете в России, а об автомобиле «Жигули» первой модели, который ещё в семидесятые годы выпустил одноимённый завод в городе Тольятти. Сюжет фильма - это история путешествия «копейки» от одного хозяина к другому. Сперва подаренная генералу машина была разбита его пьяной дочерью. От генерала перешла во владение его зятю. Тот, по причине повышения, передал машину родителям, и так далее. Машиной, «повладели» и рассказчик – сотрудник КГБ, и даже кумир молодёжи семидесятых бард Владимир Высоцкий. В историях, сменяющих одна другую, трудно заметить классический стиль Сорокина, однако одна из последних сцен, в которой происходит диалог между грубым бизнесменом и его гламурной женой, является тем самым театром абсурда, которому следует главный «сортиротурщик» России.

Личное мнение автора. Российское кино девяностых, созданное на постмодернистской волне, представляет собой убогое зрелище. Хотя зачастую продукцию молодых и модных режиссёров России «зрелищем» называть затруднительно, к их неоднозначному творчеству больше подходит однокоренное слово «позор», которое, кстати, в старину означало то же самое. Так вот, за последние лет десять, из всех фильмов, выставленных нам на «позор», только единицы можно считать подлинниками новой волны. Если картины Юрия Грымова ещё вписываются в рамки «другого кино», то, к примеру, «Даун-хаус» Романа Кочанова, снятый по роману Достоевского «Идиот», не больше, чем попытка копировать западную кислотную культуру, в частности британский фильм «Кислотный дом», снятый по рассказам Ирвина Уэлша. Кочанов прокололся именно на том, что Уэлш – писатель современный, а Достоевский, к сожалению, нет. Вот Сорокин - писатель современный, поэтому его творчество и смогло воплотиться в современном, вполне абстрактном фильме.

Вообще-то, фильм реалистический, не считая того, что рассказчик продолжает повествование даже после своей физической смерти. Коллекция образов в фильме пестрит непохожими друг на друга личностями, у каждой из которых есть своя история, а в этом-то и кроется смысл фильма. Почему «копейка», а, скажем, не Волга ГАЗ 21? Денежное название машины происходит от реальной функции денег – переходить из рук в руки. Так и «Копейка» становится разменной монетой в руках своих владельцев. Это относит нас к одному, не очень известному, американскому фильму под названием «Двадцать баксов», в котором в жизни людей врывалась зелёная купюра и иногда становилась для них роковой. Стоит задуматься.

Конец философии: красочный фильм о Судьбе порадует не только фаталистов и практиков, но и любителей чернухи, которой в картине предостаточно.

Автор: Седов Илья

 

Кадры из фильма

 
 
 
 
 

 

recenzii main personi

 

Хостинг от uCoz