Я никогда не думаю
о будущем. Оно наступает
достаточно быстро и неожиданно.
Альберт Эйнштейн
Я приехала из Бразилии,
где живёт много диких обезьян…
Тётушка Чарли
«Горячий воздух
здесь уже сорок лет пахнет гнилью, или ещё чем-нибудь. Я уже забыл
запах, верхнего мира. Стены здесь украшены железными барельефами,
в которые впиваются воздухонасосы, раньше это были вентиляторы, но
из-за шума и тряски от них пришлось отказаться. Люди здесь одеты в
резиновые скафандры со встроенной системой обеззараживания и очистки
воздуха, на случай опасности. Пища здесь исключительно синтетическая,
так как выращивать, что-либо под землёй или разводить скот проблематично.
К тому же, синтезированный белок устойчивее к всякой заразе. Мы не
боимся радиации, нас пугает другое. Вирус. Вирус, который унёс жизни
пяти миллиардов человек, а оставшихся заставил прятаться в огромных
подземных городах. Этот вирус выпустила на свободу террористическая
организация «12 Обезьян», эти подонки рассчитывали спасти мир природы
от рук человека, но уничтожили его этими самыми руками. Атмосфера
на верху до сих пор пропитана смертоносными молекулами, но иногда
мы запускаем наружу храбрецов, то есть преступников, которые на благо
науки собирают образцы тканей, не щадя своей жизни. Но, к сожалению,
за все эти годы мы не сделали ни шага вперёд. И, наш учёный совет
посетила безумная идея - отправить в прошлое человека и предотвратить
катастрофу!
Первый запуск был неудачен. Мы должны были отослать заключённого Джеймса
Коула в 1996 год, но он попал в 1991. Наш эксперимент провалился.
Наивный! Он думал, что если всем будет рассказывать о грядущем апокалипсисе,
ему поверят. Но он попал в психиатрическую лечебницу, куда в то время
было принято заключать всех пророков. Во второй раз запуск прошёл
успешно…»
Наверное, именно такие записи можно было бы найти в дневнике одного
из учёных, середины двадцать первого века.
Как и все работы художника, «12 обезьян» фильм философский, в нём
разворачиваются не просто вопрос о влиянии человека на ход истории,
но вообще на взаимодействие человека и природы. Короли и генералы,
которые всё время делят мир, в этой истории не участвуют. Главный
герой – обычный преступник, который способен спасти человечество от
гибели, застрелив злодея. Тема перемещения во времени и изменения
прошлого в кинематографе довольно распространена, классический фильм
Земекиса «Назад в будущее», или современный «Эффект бабочки» Дж. Маккея
Груббера (вроде бы так), посвящены именно возможности изменять прошлое
и исправлять ошибки, для всеобщего благополучия. На их фоне «12 обезьян»
несколько пессимистичен. В своей мрачной концепции о необратимости
временного континуума, Гилльям говорит о том, что человеку может быть
подвластно всё, даже перемещение во времени, но не его ход. Говоря
простым языком: каких бы успехов не добилась людская раса на техническом
и научном поприще, природу она не победит.
Маньерист в кино Терри Гилльям в этот раз снял полностью серьёзный
фильм. Начинал Гилльям свою карьеру режиссёра экранизируя мрачноватые
опусы для английской комик-группы «Монти Пайтон», которая прославилась
во всём мире своим циничным чёрным юмором. Тогда это была только его
проба пера. Главная заслуга режиссёра в том, что он научился находить
и уравновешивать трагическое и комическое начала в любой истории.
Его фильмы трудно определять жанрами. Парадоксально звучащий термин
«трагикомедия», часто используют для характеристики фильмов имеющих
обе эти черты, Гилльям всегда балансирует между ними. Его гротескный
взгляд на мир всегда открывает зрителю большее, чем просто кино. Поэтому
даже фильм «12 обезьян», сюжет которого банален до голливудчины, сморится
необычно.
Визуальное оформление фильма, построенное на некомпьютерных чудесах
киносъёмки, выглядит довольно скромно по сравнению, скажем, с «Бароном
Мюнхгаузеном». Фантастические технологии заимствованы, скорее из прошлого,
чем из будущего, компьютеры на шестеренках выглядят странновато. Если
в «Бразилии» приёмы «парапанка» оправданны, то в «12 обезьянах» это
объясняется исключительно желанием автора.
Этим фильмом Терри Гилльям лишний раз доказал своё умение не топтаться
на месте, а искать новые пути в творчестве.