Переведённое название |
Бразилия |
Оригинальное название |
Brazil |
Год |
1985 |
Жанр |
Антиутопия |
Режиссёр |
В ролях: |
Джонатан Прайс - Jonathan Pryce: Сэм Лаури |
Роберт де Ниро - Robert De Niro: Арчибальд "Гарри" Таттл |
Ян Холм - Ian Holm: мистер Куртсман |
Майкл Пэлин - Michael Palin: Джек Линт |
Рецензия |
|
Неприятны порою бывают представления людей искусства о далёком светлом
будущем. Это когда ещё было, чтоб писатели, такие как Томас Мор и Томазо
Кампанелла, мечтали об идеальных государствах построенных на любви и честности…
давно. В начале века двадцатого утопические размышления истощились, марксистские
идеи в России породили гаргантюобразное существо, которое с первых минут
своей жизни стало топтать мечты о рае на земле. Вместо утопии «Антиутопия»,
а вместо солнца над городами повисла тень от железной руки вождя. Жанр
антиутопии родился не под пером Олдоса Хаксли и уж тем более не в печатной
машинке Джорджа Оруэлла (к нему обратимся позже). В 1920 году знаменитый
русский писатель-фантаст Евгений Замятин написал первый в мире роман о
тоталитарном обществе будущего. «Мы» - первая в мире антиутопия, своеобразная
история грядущих эпох преобразила жанр «научной фантастики» в «научную
притчу», именно этот роман и разгромил социалистические мечты Мора. Надвигающаяся
эпоха тирании помогла автору заглянуть в вероятное будущее, но отняла
на 68 лет возможность опубликовать роман на родине. В середине восьмидесятых годов знамений режиссёр Терри Гилльям решил снимать актуальный фильм. Актуальный, потому-то социалистический тоталитаризм на половине планеты всё быстрее и быстрее двигался к коллапсу, а на дворе стоял 1984 год, вот и решил Гилльям взять за основу одноимённый роман Оруэлла «1984». От романа, правда, оставили только идею и эстетику конца сороковых годов, поэтому компьютеры, одежда, машины и прочие инструменты будущего выглядят старомодными. Рабочее название фильма было «1984 с половиной», которое впоследствии из-за популярности первой цифры, да и год 84й кончался, заменили на слово «Бразилия» ни разу не упомянутое в фильме. В 1985 году «Бразилия» вышла в свет. Сюжет фильма повествует о скромном служащем Сэме Лаури, который исправно работает на низкой должности в министерстве информации. С верхних ступенек к нему протянута мохнатая лапа, но он не нуждается в её помощи, карьера, как таковая, его мало интересует. Ему снится не просторный кабинет с серым потолком и фикусами в серых горшках, а сам простор с зелёными деревьями и голубым небом. Но вот, свет меркнет, а из земли вырастают квадратные столбы, образующие гигантский каменный лабиринт бессмысленный и прямой, как жизнь простого человека, марширующего в тоталитарном строю. Сэму каждый раз снится таинственная девушка с белями волосами, которая, попав в тиски тоталитарной машины, втягивает туда и его. Серый бюрократический мир становится частью жизни главного героя. В тоже самое время, власть ведёт борьбу против появившейся банды «коммунальных террористов», готовых придти на помощь в жилищных проблемах, когда пьяные сантехники и электрики требуют лишние справки и взятки. Популярная в восьмидесятые годы сюжетная линия «Человек портив диктатуры» приобретает в «Бразилии» не боевиковый, а философский характер. Гилльям развивает идеи антиутопистов об опасности тоталитаризма для человека, как для существа вообще. Если Ницше говорил о человеке сильном и свободном от мира правил, как о герое, то власть бюрократии видит в нём врага, когда среди потворствующих ей толп видит единомышленников. Сэм не боец, он оказывается в центре столкновения террористов и режима, как между молотом и наковальней, но, принимая сторону антисистемы, ускользает от их шумных разборок. Режиссёр, безусловно, симпатизировал стороне революционеров, о чём свидетельствует вставленная в конце реминисценция из кинофильма «Броненосец Потёмкин». Солдаты со стоны власти в этой сцене, подобно белогвардейцам, гнали вниз по лестнице своих врагов. Говоря о стиле фильма, который создатели почерпнули из пятидесятых годов, нужно заметить, что он своеобразен, в какой то мере, его можно охарактеризовать как «дизельпанк». В фильме можно наблюдать: компьютеры, где клавиатура - печатная машинка, а монитор - трёхдюймовый кинескоп с линзой, трубопроводная почта, заимствованная из 20-х годов и костюмы полицейских, сшитые по выкройкам третьего рейха. Зачем спрашивается всё это. Да просто так представлял себе мир будущего Оруэлл, когда в 1948 году писал «1984». Вспоминаю очень старую картину, снятую по роману Жуля Верна «С земли на Луну», там была сцена, в которой бравые первые путешественники выскакивают на поверхность Селены с тросточками и в цилиндрах. Это мой любимый фильм, ни чего больше не могу сказать, завораживающие просторы авторского воображения даруют веру в силу кинематографа. |
Автор: Седов Илья |
Кадры из фильма |
|||||||||||||
|
![]() |
![]() |
![]() |