Переведённое название

Последняя битва

Оригинальное название

Dernier combat, Le

Год

1983

Жанр

Фантастика

Режиссёр

Люк Бессон

В ролях:
Пьер Жоливье - Pierre Jolivet: Парень

Жан Боз - Jean Bouise: Доктор

Жан Рено - Jean Reno: Садист
 

Рецензия

 

Постапокалиптический жанр родился в кино в годы холодной войны, когда над всем миром висела угроза выращивания ядерных грибов. К многочисленным антивоенным движениям примыкали деятели искусства: живописцы и музыканты объявляли свои дома безъядерной зоной, а кинематографисты, то и дело пугали народы последствиями ядерной войны. В шестидесятые - семидесятые годы, когда бомбы в каждом из воюющих миров выпускались как сосиски, фильмы о пустынях и разрушенных городах нашли своё место в западной культуре.

В 1983-м году тему жизни после всемирной смерти поднял Люк Бессон тогда ещё малоизвестный кинолюбитель. Собрав небольшую группу актёров, в число которых вошёл водолаз-неудачник Жан Рено, Бессон поставил свой второй фильм под названием «Последняя битва». И сразу завоевал сердца зрителей. Более чем удачный фильм и хорошая работа режиссёра были отмечена несколькими наградами на европейских фестивалях фантастики.

Сомнительно, что битва, показанная в фильме, была последней. Сюжет основывается на том, что после мировой катастрофы люди разучились говорить и превратились в «дикарей», которые всеми силами пытаются выжить на опустошённой планете. Идея о неговорящих дикарях позволила Бессону не утруждать себя написанием драматургии, хотя вместе со словами герои потеряли и свои имена. Главный герой – одинокий молодой человек, живущий в многоэтажке с резиновой женщиной. Не умея говорить, он сумел собрать аэроплан из подручных материалов. В один серый день он поссорился с живущей по соседству бандой и отправился на своей летательной машине искать новый дом. Полетав над остатками Франции, он приземлился в небольшом городке, недалеко от психиатрической больницы. В больнице жил Доктор, а вне её жил странный парень с маниакальными замашками, в исполнении Жана Рено. После неудачного столкновения с Рено (высокий бородач сильнее и ловчее, да ещё и лучше вооружён), тяжело раненый Одиночка чудом попадает в руки доктора, который ставит его на ноги. Вместе они защищают от будущего «Леона» сокровище, которое доктор прячет в сердце больницы.

Чёрно-белая картина будущего создавалась в натуральных декорациях, среди полуразрушенных или недостроенных зданий и не сверкает гипербюджетом. Окружение героев, аналогичное быту людей начала восьмидесятых не отвлекает внимания от действия и от проблемы, на которой стоит фильм - проблемы выживания человека в жёстких условиях сурового серого будущего. То, что герои не могут говорить, выгодно отличает «Последнюю битву», скажем, от второй и третьей частей «Безумного Макса», где дикость новых людей выражалась, прежде всего, в неумении хорошо одеваться. Главный вопрос «Последней битвы», это именно вопрос о нравах человечества постядерной эпохи. Авторы книг и фильмов всегда стараются изобразить людей одичавшими, однако мало у кого это получается. Более или менее «дикарей» можно увидеть в аниме «Ветер по имени Амнезия», ядерного конфликта в нём нет, но процесс деградации очевиден. В аниме очень чётко прослеживается связь с фильмом Бессона, только вот люди, лишённые памяти, были лишены не только речи, но и разума. Известно, что современный человек отличается от своего предка-неандертальца индивидуальностью. Люк Бессон воплотил именно столкновение индивидуальностей. Выходит, его герои не пещерные люди, не видящие своего отличия от всего остального, а потомки нашего, пока ещё живого мира.

Герои Бессона, не могли общаться вербально, но жили вполне нормальной жизнью современных нам людей. Герои Миллера, режиссёра «Безумного макса», тоже живут по современной схеме «кто сильнее тот и прав». «Последняя битва» это сатира на наше общество, которое не только нарожало дикарей, но и создало силу способную уничтожить себя.

Автор: Седов Илья

 

Кадры из фильма

 
 
 
 

 

recenzii main personi

 

Хостинг от uCoz