Важнейшее
для нас из искусств в России, к сожалению, приобрело форму вечного ростка,
который тянется к светилам образцового кино Франции и Америки.
Даже японцы научились снимать достойные картины, а вот наши режиссёры
зациклились на криминале и классических литературных произведениях, вместо
того, что бы собраться и снять что-нибудь эдакое. Хотя, на русской ветке
иллюзорного дерева Люмьеров, можно найти пару зелёных листов. Может быть
и выросли эти листики 20 лет назад, но они всё ещё крепко держатся и падать
не собираются. Я говорю о картинах "Сказка странствий" Митты
и "Кин-Дза-Дза" Данелия.
О втором фильме.
Сюжет: простой советский рабочий и некий грузинский студент-скрипач, незнакомые
друг с другом, случайно встретили на улице инопланетянина и решили проводить
его в по адресу, то есть к Людям в Белом. Однако пришелец оказался вовсе
не жертвой белой горячки, а действительно самым настоящим межгалактическим
путешественником с планеты Плюк галактики Кин-Дза-Дза. Короче, Дядя Вова,
так звали скоромного труженика социалистических предприятий, и грузин
попали на эту самую планету Плюк, где смогли наблюдать "горький катаклизм"
вместо грибообразных зданий и ржавые кастрюли с пропеллерами вместо блестящих
летающих тарелок. На этой пустынной планете, где правит диктатор ПэЖэ,
а социальная дифференциация ведётся по цвету штанов, гости из советского
союза встречают двух гуманоидов с человеческим лицом, которые оказываются
бродячими артистами. Вчетвером, им приходится столкнуться с разрушающейся
системой так называемого запространственного империализма.
С первого взгляда видно, что фильм был снят, как ответ на западные фантастические
боевики семидесятых годов. «Парень и его пёс» по-русски. Декорации из
заброшенных заводов. Технологии со свалки металлолома. Фильм как сатира
на капитализм: «женщину вынули, автомат поставили», изображает полемику
советской морали с обществом потребления, величайшим благом которого указано
желание плевать на людей сверху. Но, не всё так просто. Каце в огонь подбросили
жители идеальной планеты Альфа, символизирующей социалистическое процветание,
которые поспешили «репрессировать» дикарей с Плюка, как безобразный атавизм
на теле человечества.
Классика стареет, но классика есть классика.
Помните в фильме перевод «Мамаши Кураж» Бертольда Брехта, ту самую песню
про маму? Думаю её нужно перефразировать: мама, мама, что мы будем делать,
когда в своей оголтелой алчности мы истощим природу и наша планета погрузится
в первобытный мрак, хотя и с летающими кастрюлями?
|