Анимация
- таким словом называют почти во всём мире любимые с детства живые картинки.
Буквально, это обозначает «оживление». Анимация заставляет нарисованного
волка бежать за не менее нарисованным зайцем, кота за мышью, а космического
монстра сражаться с космическим роботом. Человека, который занимается
«анимацией», как это ни прямолинейно звучит, называют «Аниматором». Известного
чешского режиссёра Яна Шванкмаера тоже называют аниматором, а это значит,
что кроме художественной постановки фильмов он занимается анимацией, логично?
Ну вот!
Прославился Шванкмаер своими мультипликационными фильмами, только вместо
нарисованных персонажей в них действовали вполне существующие предметы.
Ботинки, просящие каши, жадно пожирали бублики, пластилиновые футболисты
отрывали друг другу головы, квартира набрасывалась на человека, а бумажные
люди зверски переваривали железных. Когда Богемия находилась ещё под властью
Советской империи, Шванкмаер разработал множество приёмов одушевлять предметы.
Все его предыдущие задумки вылились в 1987 году в своеобразную экранизацию
Алисы Льюиса Кэрола. Только вместо заколдованной страны – обшарпанные
коридоры ветхого дома, в которых живут герои знаменитой истории. Семилетняя
девочка блуждает по лестничным пролётам и заброшенным сараям, среди оживающих
железяк и деревяшек. Банки с повидлом из канцелярских кнопок это мелочи.
Трусливый белый кролик водил любопытную девчонку, по комнатам, знакомя
её с жителями сюрреалистического мира. В комнате с дырами в полу, Алиса
встретилась со стаей диких носков, а на деревянном грибе сидел самый старый
из носков – с глазами и зубами. В комнате с выключенным светом пили чай
безумные шляпочник и мартовский заяц, всё время оказывая друг другу маленькие
услуги. Алиса посидела на их вечеринке для двоих и пошла дальше. В последней
комнате она встретила саму королеву, у которой проходила партия в крокет.
Безумный мир Кэрола стал ещё более безумным в руках Шванкмаера.
Тема Алисы у чешского режиссёра уже встречалась в ранней анимационной
работе «Бармаглот» 1975 года. Добрая, но своеобразная сказка о том, как
ребёнок остался дома один и что из этого получилось. Разве мог этот ребёнок
объяснить отцу, что игрушки сами друг друга поломали по злобной воле режиссёра.
В этот раз Алиса была экранизирована полностью. Правда, улыбки чеширского
кота зрителю увидеть не суждено.
Сама заметная тема в творчестве Шванкмаера, это тема еды. Герои всё время
сталкиваются с ситуацией, когда нужно что-нибудь слопать. В «Алисе» белый
кролик, потерявший много опилок из-за глупого ранения, пытается, буквально
говоря, набить брюхо этими самыми продуктами деревообработки, в другом
эпизоде злобный крыс-матрос, вероятно бежавший с корабля, готовит на голове
главной героини обед. Как узнать, что на праздник зашёл покойник? Очень
просто: если не ест и не пьёт, значит мертвец. Именно пища истинный символ
жизни, именно она нужна всем организмам как воздух. Объедающимися и пьющими
чай куклами, Шванкмаер изображает истинную природу оживления. Предметы
не просто заставили двигаться stop-motion съёмкой, а вселили в них душу
по настоящему. А раз подарили кому-то жизнь, то нужно его и накормить.
В безумном потоке, так называемого интеллектуального кино, странные фильмы
Шванкмаера оставались и остаются настоящими шедеврами, так как у них нет
ни конкурентов, ни собратьев.
|