Переведённое название

Алиса

Оригинальное название

Neco z Alenky (Alice)

Год

1987

Жанр

Фантасмагория

Режиссёр

Ян Шванкмаер

В ролях:
Кристина Кохоутова - Kristyna Kohoutova: Алиса
 

Рецензия

 

Анимация - таким словом называют почти во всём мире любимые с детства живые картинки. Буквально, это обозначает «оживление». Анимация заставляет нарисованного волка бежать за не менее нарисованным зайцем, кота за мышью, а космического монстра сражаться с космическим роботом. Человека, который занимается «анимацией», как это ни прямолинейно звучит, называют «Аниматором». Известного чешского режиссёра Яна Шванкмаера тоже называют аниматором, а это значит, что кроме художественной постановки фильмов он занимается анимацией, логично? Ну вот!
Прославился Шванкмаер своими мультипликационными фильмами, только вместо нарисованных персонажей в них действовали вполне существующие предметы. Ботинки, просящие каши, жадно пожирали бублики, пластилиновые футболисты отрывали друг другу головы, квартира набрасывалась на человека, а бумажные люди зверски переваривали железных. Когда Богемия находилась ещё под властью Советской империи, Шванкмаер разработал множество приёмов одушевлять предметы. Все его предыдущие задумки вылились в 1987 году в своеобразную экранизацию Алисы Льюиса Кэрола. Только вместо заколдованной страны – обшарпанные коридоры ветхого дома, в которых живут герои знаменитой истории. Семилетняя девочка блуждает по лестничным пролётам и заброшенным сараям, среди оживающих железяк и деревяшек. Банки с повидлом из канцелярских кнопок это мелочи. Трусливый белый кролик водил любопытную девчонку, по комнатам, знакомя её с жителями сюрреалистического мира. В комнате с дырами в полу, Алиса встретилась со стаей диких носков, а на деревянном грибе сидел самый старый из носков – с глазами и зубами. В комнате с выключенным светом пили чай безумные шляпочник и мартовский заяц, всё время оказывая друг другу маленькие услуги. Алиса посидела на их вечеринке для двоих и пошла дальше. В последней комнате она встретила саму королеву, у которой проходила партия в крокет. Безумный мир Кэрола стал ещё более безумным в руках Шванкмаера.
Тема Алисы у чешского режиссёра уже встречалась в ранней анимационной работе «Бармаглот» 1975 года. Добрая, но своеобразная сказка о том, как ребёнок остался дома один и что из этого получилось. Разве мог этот ребёнок объяснить отцу, что игрушки сами друг друга поломали по злобной воле режиссёра. В этот раз Алиса была экранизирована полностью. Правда, улыбки чеширского кота зрителю увидеть не суждено.
Сама заметная тема в творчестве Шванкмаера, это тема еды. Герои всё время сталкиваются с ситуацией, когда нужно что-нибудь слопать. В «Алисе» белый кролик, потерявший много опилок из-за глупого ранения, пытается, буквально говоря, набить брюхо этими самыми продуктами деревообработки, в другом эпизоде злобный крыс-матрос, вероятно бежавший с корабля, готовит на голове главной героини обед. Как узнать, что на праздник зашёл покойник? Очень просто: если не ест и не пьёт, значит мертвец. Именно пища истинный символ жизни, именно она нужна всем организмам как воздух. Объедающимися и пьющими чай куклами, Шванкмаер изображает истинную природу оживления. Предметы не просто заставили двигаться stop-motion съёмкой, а вселили в них душу по настоящему. А раз подарили кому-то жизнь, то нужно его и накормить.
В безумном потоке, так называемого интеллектуального кино, странные фильмы Шванкмаера оставались и остаются настоящими шедеврами, так как у них нет ни конкурентов, ни собратьев.

Автор: Седов Илья

 

Кадры из фильма

 
 
 
 

 

recenzii main personi

 

Хостинг от uCoz